Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Созданные условия доступности услуг для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
1) Калитки на территорию и двери при входе в МБДОУ оборудованы вывесками с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
2) С сотрудниками организовано инструктирование с целью правильного оказания помощи инвалидам, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
3) Официальный сайт МБДОУ адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
4) Предоставлено бесплатные учебные пособия, иная учебная литература, для коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
5) Оказывается работниками МБДОУ иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами;
6) Выполняются условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов, предусмотренные Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 373;
7) Предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика;
8) Разработан и утвержден приказом заведующего МБДОУ Паспорт доступности объекта;
Специально оборудованные учебные кабинеты
Имеющиеся учебные кабинеты для занятий позволяют заниматься в стандартно оборудованном помещении с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
В МБДОУ имеются:
1. Кабинет педагога-психолога.
2. Кабинет учителя-логопеда.
3. Музыкально - физкультурный зал.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ для детей с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), посещающих группы общеразвивающей направленности функционирует логопедический пункт;
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих условиях.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих условиях.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи):
Кабинет учителя – логопеда:
Материалы и игры по темам;
Зеркало с лампой дополнительного оснащения;
Дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
Картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
Логопедический альбом для обследования – предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
Настольно – печатные дидактические игры;
Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
Методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МБДОУ обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) возможность беспрепятственного входа в МБДОУ и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников МБДОУ;
в) на территории МБДОУ оборудованное парковочное машино-место для стоянки автотранспортного средства инвалидов;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения работниками МБДОУ на территории и в здании МБДОУ;
д) содействие инвалиду при входе в МБДОУ и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта работниками МБДОУ;
е) размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту и услугам МБДОУ, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (калитки и вход в здание оборудованы табличками Брайля, установка маркировок желтого цвета на первую и последнюю ступени крыльца и лестничных пролетов в МБДОУ, установка маркировок в виде кругов желтого цвета на входные группы здания).
Территория МБДОУ асфальтирована и имеет твердое покрытие. В свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: два учителя – логопеда, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование. В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Специальные условия питания
В МБДОУ функционирует 2 пищеблока (в двух зданиях). Пищеблоки оборудованы всем необходимым технологическим оборудованием, в том числе фильтром отчистки воды с УФК лампой. Все оборудование исправно, находится в рабочем состоянии.
Организация питания
МБДОУ осуществляет питание обучающихся в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ от 27.10.2020 года. В учреждении организовано сбалансированное четырех разовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Питание детей соответствует возрастным нормам, а так же сочетается с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью педагоги информируют родителей (законных представителей) о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня вМБДОУ, вывешивая ежедневное меню, предлагаются рекомендации по составу домашних ужинов.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку, хранению продуктов и процессу приготовления пищи. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правила личной гигиены.
Строго соблюдается питьевой режим. Готовая пища детям выдается только после снятия пробы медицинским работником с соответствующей записью в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания вМБДОУнаходится под постоянным контролем администрации учреждения. Меню ежедневно размещается на стендах учреждения в холлах, так же ежедневно информация о питании воспитанников размещается в групповых информационных уголках для родителей.
В рацион питания воспитанников МБДОУ включены все основные группы продуктов – мясные, молочные, овощные блюда, рыба, свежие фрукты и овощи. При предоставлении медицинского заключения о необходимости создания специальных условий для питания воспитанника, МБДОУ разрабатывает индивидуальное меню либо ведется совместная работа с законными представителями по предоставлению домашнего питания в МБДОУ (по необходимости). Во втором случае в МБДОУ создаются условия по оптимальному хранению пищи.
Контроль за питанием
При организации контроля за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при организации питания в Учреждении администрация руководствуется санитарными правилами санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", методическими рекомендациями «Производственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при организации питания детей и подростков и государственный санитарно-эпидемиологический надзор за его организацией и проведением». Контроль за организацией питания в учреждении осуществляется комиссией, утверждённой приказом заведующего.
Специальные условия охраны здоровья
Скоординированная работа всех участников педагогического процесса (родителей, воспитателей, учителя – логопеда; мед/сестры, психолога, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей) обеспечит организацию индивидуально – дифференцированного подхода к детям, который обеспечит индивидуальное сопровождение ребёнка каждым специалистом.
С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса дошкольников с проблемами в развитии в МБДОУ создан Психолого-психологический консилиум (ППк).
Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления или договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников в присутствии родителей.
Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику состояния психофизического развития ребенка и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение ППк и рекомендации подписываются председателем и всеми членами ППк.
Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только с их письменного согласия.
При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения спорных вопросов специалисты ППк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию, имеющую сертификат Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Официальный сайт МБДОУ адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные образовательные ресурсы: развивающие комплекты и игры для интерактивной доски, научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные логопедические игры и обучающие презентации.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные образовательные ресурсы: интерактивная панель, в которой имеется научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные логопедические игры и обучающие презентации.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметноразвивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
•Настенное зеркало для логопедических занятий;
• Зеркала для индивидуальной работы;
• Дополнительное освещение у зеркала;
• Логопедические одноразовые зондозаменители, шпатели, влажные салфетки;
• Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование;
• Шкафы для пособий;
• Письменный стол для работы учителя-логопеда;
• Столы для занятий с детьми;
• Стулья детские.
Психолого-педагогические условия
Учебно-методические средства обучения
• Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды:
Схемы:
• Анализа артикуляции звуков;
• Характеристик звуков;
• Сравнительного анализа артикуляции звуков;
• Для определения места звуков в слове
и другие.
Предметные и сюжетные картинки:
• По группам звуков;
• По местонахождению звука в слове;
• Для усвоения слоговой структуры слова;
• Для формирования лексико-грамматических категорий;
• По лексическим темам;
• Для составления словосочетаний и предложений
• Серии сюжетных картинок.
Игры и пособия:
«Звуковые человечки»; «Домики звуков»; «Театр настроения»; «Звуковые дорожки»; «Умные шнурочки»; «Сдуй снежинку, бабочку» «Логопедические улитки», и др.
«Тянучки на ручки», «Стулья – балансиры», «Привет из джунглей», «Логопедическое лото»; «Логопедическое домино»; «Собери картинку»; «Логопедические пазлы»; «Кручу-верчу»; «Парочки»; «Логотвистер»; «Найди картинку»; «Слоговой поезд» и др.
Полный перечень игрового, иллюстрационного, музыкального материала, логопедических пособий, методической литературы указан в Паспорте логопедического кабинета.