Программа развития на 2025-2029 г.г..pdf

СОДЕРЖАНИЕ
Программы развития МБДОУ – детский сад № 516
Раздел 1.Паспорт Программы развития

стр. 3

Подраздел 1. Основания для разработки и внесения изменений
(правовые акты и иные документы)
Подраздел 2. Ответственные за разработку и реализацию стратегического
проекта
Подраздел 3. Общие затраты и источники финансирования реализации
программы развития
Подраздел 4. Анализ сферы реализации программы развития и формулировка
проблемы
Раздел 2. Сущность и окружение программы развития
Подраздел 1. Проблема
Подраздел 2. Цель программы развития
Подраздел 3. Задачи программы развития
Раздел 3.Технологии реализации Программы развития
Подраздел 1. Возможные способы достижения цели Программы развития
Подраздел 2.Характеристика выбранного способа
Раздел. 4 Показатели эффективности программы
Раздел 5. План финансирования мероприятий программы развития

стр. 3
стр.3
стр. 4
стр.4
стр. 12
стр.12
стр. 13
стр.13
стр.13
стр. 14
стр. 14
стр. 18
стр.21

2

РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Подраздел 1. Основания для разработки и внесения изменений
(правовые акты и иные документы)
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 № 1701
«Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» до 2030 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 07.06.2019 № 07–3760 «О
программе развития образовательной организации».
Региональный уровень (Свердловская область):
Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-O3 «Об образовании в Свердловской
области».
Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 № 588-ПП «Об
утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на период
до 2035 года».
Постановление Правительства Свердловской области от 07.11.2019 № 761-ПП «Об
утверждении стратегии развития воспитания в Свердловской области».
Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920 – ПП «Об
утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы
образования и реализации молодежной политики в Свердловской области до 2027 года».
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Муниципальный уровень (Екатеринбург):
Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года утвержден Решением
Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 года № 12/81.
Постановление от 07.06.2022№ 1523 «Об утверждении Стратегического проекта
«Екатеринбургское образование – стандарт «Пять звезд».
Подраздел 2. Ответственные за разработку и реализацию Программы
Администрация Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - детский сад №
516, социальные партнеры и рабочая группа по разработке Программы развития.
Организации, участвующие в реализации Программы развития:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - детский сад № 516активно
сотрудничает с различными учреждениями и организациями:
• Государственное
автономное
некоммерческое
образовательное
учреждение
Свердловской области «Дворец молодежи»- участие в профессиональных конкурсах, конкурсах
для воспитанников, участие в обучающих семинарах.
• Государственное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» –
курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических работников;
3

• Детская городская клиническая больница № 11 - медико-профилактические
мероприятия, мониторинг физического развития и здоровья детей, проведение вакцинации.
• Муниципальное бюджетное учреждение Екатеринбургский психолого-педагогический
поддержки несовершеннолетних центр информационно методический центр «ДИАЛОГ»,
Муниципальное
бюджетное
учреждение
информационно-методический
центр
«Екатеринбургский Дом Учителя»- курсы повышения квалификации, участие в
профессиональных конкурсах.
• Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - «Центр радуга»;
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Речевой центр»; Государственное
бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» - сопровождение с целью
определения дальнейшего образовательного маршрута.
• Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской
Дворец творчества детей и молодёжи «Одаренность и технологии»- участие детей в городских
конкурсах проекта, участие педагогов в экспертизе конкурсных материалов, в рамках
проведения конкурсов.
Подраздел 3. Общие затраты и источники финансирования реализации Программы
развития
Общие затраты на реализацию Программы развития
Таблица 1
Затраты
Сумма, руб.
На разработку программы
0
2 420 000,00
На реализацию программы
2 420 000,00
Итого
Источники финансирования реализации Программы развития
Источник финансирования
бюджетные средства, в том числе:
Внебюджетные дополнительные привлеченные
средства (спонсорские взносы, доходы от
дополнительных
образовательных
услуг,
добровольные
пожертвования
для
ведения
уставной деятельности и прочие доходы,
расширенные
нормативно-правовыми
документами, регламентирующими финансовохозяйственную деятельность учреждения)
Итого

Сумма, тыс. руб.
1 675 000,00
745 000,00

Таблица 2

2 420 000,00

Подраздел 4. Анализ реализации Программы развития Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 516
на 2019-2024 годы и характеристика проблемы
Целью Программы развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения
МБДОУ - детского сада № 516 (далее МБДОУ – детский сад № 516) являлась реализация
комплекса управленческих мероприятий, направленных на создание условий для формирования
нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Анализ выполненных задач Программы развития в соответствии с установленными
показателями эффективности представлен следующими результатами:
1. Кадровое обеспечение.
Анализ кадрового состава МБДОУ – детского сада № 516 выявил как сильные стороны, так
и требующие внимания аспекты. 16 педагогов, включая музыкального руководителя,
логопедов, психолога, инструкторов по физической культуре и воспитателей, создают основу
4

для комплексного подхода к развитию детей. 75% педагогов обладают высшим образованием.
Остальные 25% педагогов, имеющие среднее профессиональное образование. Значительный
процент опытных педагогов (62%, со стажем более 10 лет) обеспечивает преемственность и
передачу опыта, однако 19% педагогов со стажем менее 5 лет, что является проблемой,
требуют наставничества и поддержки для эффективного внедрения современных методик.
Программа «Школа молодого педагога» направлена на решение этой задачи, но требует
дальнейшей доработки для максимальной эффективности.
Положительные результаты аттестации за 2019 - 2024 годы свидетельствуют о стремлении
педагогов к профессиональному росту: в 2023-2024 учебном году 19% педагогов получили
высшую квалификационную категорию, 62% - первую, а 19% соответствуют занимаемой
должности. Однако выявлена проблема: 19% педагогов не имеют квалификационной
категории, что может ограничивать их профессиональный рост и эффективность работы. Для
решения этой проблемы необходимо организовать курсы повышения квалификации, проводить
регулярные обучающие семинары и курсы, направленные на развитие профессиональных
навыков педагогов. Также следует ввести систему наставничества, где более опытные педагоги
будут помогать коллегам, не имеющим квалификационной категории, в их профессиональном
развитии. Важно разработать индивидуальные планы развития для педагогов, учитывающие их
потребности и цели. Кроме того, необходимо стимулировать участие педагогов в конкурсах и
конференциях, что поможет им обмениваться опытом и получать новые знания. В целом,
кадровый состав МБДОУ обладает значительным опытом и высокой квалификацией, но
требует дальнейшего развития и поддержки для наиболее эффективного функционирования и
достижения высоких результатов в образовательном процессе.
Качественный анализ демонстрирует, что педагогический коллектив активно
совершенствует свои навыки, проходя курсы повышения квалификации. За время реализации
Программы развития 100% педагогического состава успешно повысили свою квалификацию,
что свидетельствует о высоком уровне вовлеченности в профессиональную деятельность и
стремлении к развитию.
Педагогический коллектив МБДОУ - детского сада № 516 демонстрирует активность и
стремление к развитию, так как 40% педагогов активно участвуют в конкурсах и фестивалях,
направленных на улучшение образовательного процесса в детском саду. Среди них можно
выделить межрегиональный фестиваль «Уральскими тропами: Путешествие по календарю»,
городской конкурс «Безопасный интернет», городской пилотный проект «Музейный бум в
ДОУ», IV Международный профессиональный конкурс «Надежды России», VI Всероссийский
профессиональный конкурс и городской конкурс профессионального мастерства «Образ_ЕКБ:
Сердце отдаю детям - 2024». Однако проблема заключается в том, что только 40% педагогов
участвуют в этих мероприятиях, что указывает на недостаточную вовлеченность остальных
60%. Это может быть связано с отсутствием мотивации, и недостатком времени для
подготовки.
Для решения данной проблемы необходиморазработать индивидуальные маршруты
профессионального развития для каждого педагога. Это позволит учитывать их интересы,
потребности и уровень квалификации.В рамках этих маршрутов будут предусмотрены участие
в различных конкурсах и фестивалях, а также обучение новым методикам и технологиям.
Важно также создать систему наставничества, где более опытные педагоги смогут делиться
своим опытом и поддерживать коллег, которые только начинают свой путь в конкурсной
деятельности.
Педагоги МБДОУ – детского сада № 516(15 %) регулярно публикуют свои работы в
различных форматах, что позволяет им делиться опытом с широкой аудиторией. Среди
основных форм публикаций выделяются: межрегиональный конкурс педагогических очерков
«Воспитание, развитие и обучение современных дошкольников: мой личный опыт» (очерк
«Здоровье детей в наших руках» - 2023 год), публикации в Ассоциации учителей-логопедов
Свердловской области (статья «Реализация нейропсихологического подхода в коррекции
речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста» - 2024 год, статья
«Использование нейропсихологических приёмов в коррекции речевых нарушений у
дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ» - 2024 год), публикация во
5

Всероссийском сборнике «Надежды России», сценарий развлечения для детей «Оленьими
тропами» - 2024 год, статьи в сборнике «Успешные воспитательные практики» - 2024 год в
сотрудничестве с ГАОУ ДПО СО «ИРО.
Однако проблема заключается в том, что только 15% педагогов активно участвуют в этом
процессе, что ограничивает возможности обмена опытом и профессионального развития. Для
решения
этой
проблемы
необходимо
разработать
индивидуальные
маршруты
профессионального развития для каждого педагога, что позволит учитывать их интересы и
потребности. В рамках этих маршрутов следует предусмотреть участие в публикациях и обмене
опытом, а также создать систему наставничества, где более опытные педагоги смогут
поддерживать и направлять своих коллег, что повысит вовлеченность и интерес к
профессиональному обмену.
Педагогические работники МБДОУ – детского сада № 516 участвуют в экспертной
деятельности детского конкурсного движения в рамках Городского стратегического подпроекта
«Одарённые дети». Данная деятельность значительно обогащает профессиональный опыт
педагогов, позволяя им обмениваться методиками и инновационными подходами. Участие в
конкурсах способствует не только повышению их квалификации, но и укреплению командного
духа среди сотрудников.
В целом, можно сделать вывод, что педагогический состав МБДОУ демонстрирует
высокую профессиональную активность, стремление к развитию и поддержку новой генерации
педагогов через наставничество и обмен опытом.
Анализ деятельности МБДОУ – детского сада № 516 по работе с одарёнными детьми
демонстрирует системный подход, направленный на выявление и развитие талантов
воспитанников. Использование конкурсного движения как ключевого инструмента позволяет
решать несколько задач одновременно: стимулировать самовыражение детей, развивать
конкурентные навыки и уверенность в себе, а также способствовать общему прогрессу.
Широкий спектр конкурсов, в которых участвуют воспитанники МБДОУ (от
всероссийских, таких как «Инженерные кадры России» - 2024 год и «Крепка семья – сильна
Россия!» - 2024 год, до районных и городских мероприятий, включая «Матрешки» - 2023 год,
«Музей в чемодане» - 2024 год, «Звездочки» 2024 год, «Академия профессионалов» - 2024 год,
«Мастерская открытий» - 2023 год, «Музейные выходные с семьёй» - 2024 год),
свидетельствует о целенаправленной работе по выявлению и поддержке детей с разными
способностями. Участие в конкурсах разной направленности (профориентация, ОБЖ, поэзия,
интеллектуальные игры, творчество) позволяет охватить максимальное количество детей с
различными талантами.
Участие в конкурсах служит не только средством демонстрации достижений, но и важным
инструментом формирования уверенности в себе и стимулирования дальнейшего развития.
Поддержка педагогического коллектива является ключевым фактором успеха этой системы.
В целом, система работы МБДОУ – детского сада № 516 с одарёнными детьми через
конкурсное движение является эффективной и целенаправленной, способствуя их
гармоничному развитию и достижению высоких результатов.
Педагогический коллектив МБДОУ – детского сада № 516 проявляет активность в
реализации инновационных и экспериментальных проектов, что ярко демонстрирует их
желание и умения внедрять современные подходы в образовательный процесс. Это стремление
к новшествам ориентировано на повышение качества обучения и содействие развитию
творческого потенциала детей, что делает образовательный процесс более разнообразным и
актуальным.
Одним из примеров таких инициатив являются городские пилотные проекты. Эти проекты
служат платформой для экспериментирования с новыми образовательными методиками и
концепциями, позволяя педагогам внедрять инновационные подходы в свою практику.
Рассмотрим подробнее несколько из них:
Городской проект «Музейный Бум в ДОУ» ориентирован на интеграцию музейного опыта в
образовательный процесс детских садов. В рамках этого проекта педагоги обучаются методам
взаимодействия с музеями, а также созданию выставок и организации образовательных
6

экскурсий. Дети, принимая участие в проекте, получают уникальную возможность
познакомиться с культурным наследием, историей и искусством через практические занятия.
В 2023 и 2024 годах воспитанники детского сада активно участвовали в городских
конкурсах и акциях, таких как «Музей в чемодане» и конкурс видеороликов «Музейные
выходные с семьёй». В рамках городского конкурса видеороликов «Музейные выходные с
семьёй» наши дети стали призерами в номинации «Семейный детектив», получив диплом за 3
место. Также они были награждены сертификатами участников в номинациях «История одного
экспоната» и «Гордость моей семьи».
Участие в таких мероприятиях не только развивает у детей интерес к музейному делу, но и
способствует их культурному, интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Городской проект «Азбука Екатеринбург» нацелен на знакомство детей с культурными и
историческими аспектами родного города - Екатеринбурга. В рамках этой инициативы,
проводимой в 2023 и 2024 годах, реализуются различные мероприятия, направленные на
развитие патриотических чувств и понимание уникальности и богатства своей малой Родины.
Педагоги применяют разнообразные формы работы, включая занятия, мастер-классы,
экскурсии и интерактивные игры, что делает процесс обучения более увлекательным и
познавательным.
В результате участия в Всероссийской акции «Крепка семья – сильна Россия!» и городском
конкурсе «Люблю Урал – мой край родной!» в 2023 и 2024 годах, воспитанники детского сада
стали призерами, заняв 2 место в номинациях «Познавательное направление» и
«Художественное направление». Также участники XXIII областного открытого конкурса
детского творчества «Град Святой Екатерины» в 2023 году были удостоены звания лауреатов 2
степени.
Эти достижения подтверждают активное вовлечение детей в культурную жизнь своего
региона и способствуют укреплению их патриотических ценностей
Городской проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»: Этот
проект сосредоточен на формировании основ духовно-нравственных ценностей у детей, что
крайне важно для их гармоничного развития. Педагоги внедряют в практику программы и
методики, направленные на воспитание доброты, сострадания, честности и уважения к
окружающим. В рамках проекта проводятся занятия, на которых дети учатся понимать и ценить
такие качества, как дружба, взаимопомощь и уважение к традициям.
В период 2023-2024 годов воспитанники детского сада продемонстрировали хорошие
результаты в разных конкурсах и проектах. Стали призерами IV открытого регионального
фестиваля «Мастерская открытий!», заняв 2 место. В рамках городского проекта «Внучатадошколята» дети активно участвовали в совместных мероприятиях, а также достигли финала
городского этапа конкурса семейных видео и слайд-фильмов «Моя семья – спортивная семья».
Участие в этих мероприятиях способствует развитию творческих способностей детей и
укреплению духовно-нравственных ценностей, а также формированию позитивных отношений
между детьми и их семьями.
Выводы:Анализ кадрового состава МБДОУ – детского сада № 516 выявил следующие
проблемы и пути их решения.
Проблемы:
Недостаток квалификационных категорий: 19% педагогов не имеют квалификационной
категории, что может ограничивать их профессиональный рост и эффективность работы.
Необходимость наставничества: 19% педагогов со стажем менее 5 лет требуют
наставничества и поддержки для эффективного внедрения современных методик.
Низкая вовлеченность в конкурсы и фестивали: только 40% педагогов активно участвуют в
конкурсах и фестивалях, что указывает на недостаточную вовлеченность остальных 60%.
Ограниченное участие в публикациях: лишь 15% педагогов регулярно публикуют свои
работы, что ограничивает возможности обмена опытом и профессионального развития.
Пути решения
Организация курсов повышения квалификации: проведение регулярных обучающих
семинаров и курсов, направленных на развитие профессиональных навыков педагогов.
7

Введение системы наставничества: создание системы, где более опытные педагоги будут
помогать коллегам, не имеющим квалификационной категории, в их профессиональном
развитии.
Разработка индивидуальных маршрутов профессионального развития: учет интересов,
потребностей и уровня квалификации каждого педагога, включая участие в конкурсах и
фестивалях.
Стимулирование участия в конкурсах и конференциях: мотивация педагогов к участию в
конкурсах и публикациях, что поможет им обмениваться опытом и получать новые знания.
Данные пути решения позволят не только улучшить профессиональный уровень педагогов,
но и создать более мотивированную и сплочённую команду, что, в свою очередь, положительно
скажется на качестве образовательного процесса.
2. Анализ методических, материально-технических условий МБДОУ – детский сад №
516.
Анализ методических, материально-технических и финансовых условий МБДОУ –
детского сада № 516 демонстрирует, что для реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования созданы все необходимые условия, отвечающие
современным требованиям. Учитывая возрастные особенности и возможности детей,
учреждение располагает надежной материально-технической базой, способствующей
физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию воспитанников.
Учебно-методическое обеспечение учреждения показывает достаточный уровень
готовности к образовательному процессу. Обеспеченность учебно-наглядными пособиями
достигает 85%, что подтверждает наличие всех необходимых материалов для эффективного
обучения. Спортивный инвентарь также обеспечен на уровне 85%, что активно способствует
развитию физической активности детей. Библиотечное обеспечение включает учебную и
методическую литературу, периодическую печать и медиатеку на уровне 95%, однако наличие
детской художественной литературы составляет лишь 80%, что может быть улучшено для
более всестороннего развития детей через художественное чтение.
Учреждение располагает компьютерной техникой, включая 6 персональных компьютеров,
7 ноутбуков, 2 мультимедийных проектора, 3 принтера, 4 МФУ и 1 интерактивную доску. Это
создает благоприятные условия для внедрения современных образовательных технологий.
Педагоги (95%) уверенно владеют компьютером на уровне грамотного пользователя, что
значительно облегчает процесс планирования, мониторинга достижений воспитанников и
освоение электронного документооборота. В рамках данного перехода разрабатывается
методическое обеспечение образовательного процесса с использованием мультимедийных
технологий и создания электронных библиотек.
МБДОУ – детский сад № 516 располагается в двух зданиях, что позволяет эффективно
использовать пространство и грамотно организовывать образовательный процесс. В
учреждении функционирует 12 групповых помещений, а также буфеты, раздевальные и
туалетные комнаты. Наличие двух музыкально-физкультурных залов и спортивных площадок
поддерживает физкультурно-оздоровительные мероприятия и позволяет проводить
разнообразные спортивные, музыкальные праздники и досуговые мероприятия.
В логопедическом кабинете сосредоточен дидактический материал для обследования
речевых навыков детей, художественная литература, наглядно-дидактические пособия и игры.
Имеется диагностический материал для обследования групп общеразвивающей направленности
и консультационные материалы для педагогов и родителей. Музыкальный зал хорошо оснащен
необходимыми техническими средствами, включая фортепиано, детские музыкальные
инструменты и дидактические пособия, что содействует развитию музыкальных способностей у
детей. В методическом кабинете музыкальных руководителей собрана фонотека и иллюстрации
к песням, что дополнительно обогащает образовательный процесс.
Анализ образовательной среды,способствующей внедрению эколого-краеведческого
компонента в образовательный процесс детского сада, выявил ряд проблем. Основными из них
являются
недостаточное
развитие
образовательной
среды
эколого-краеведческой
направленности, необходимость создания интерактивных образовательных зон, которые могли
бы заинтересовать детей и привлечь их внимание к окружающей среде, а также требуется
8

расширение программ и технологий, направленных на эффективное обучение в области
экологии и краеведения, что позволит повысить качество образовательного процесса и
вовлеченность воспитанников.
Для решения этих проблем необходимообновление и оптимизация образовательной среды
детского сада,а также внедрение современных образовательных программ и технологий.
Реализация этих мероприятий окажет существенное влияние на дальнейшее
совершенствование образовательного процесса в учреждении, способствуя более глубокому
восприятию и пониманию детьми окружающего мира, а также помогая педагогам преодолевать
вызовы, связанные с внедрением эколого-краеведческого компонента в образовательную
программу. Это создаст условия для всестороннего развития детей, формируя практические
навыки и знания, необходимые для осознанного взаимодействия с окружающей средой.
Выводы: Анализ методических, материально-технических условий МБДОУ – детский сад
№ 516. выявил следующие проблемы и пути их решения.
Проблемы:
1. Недостаточное развита образовательная среда эколого-краеведческой направленности.
2. Необходимость создания интерактивных образовательных зон для привлечения
внимания детей к окружающей среде.
3. Требуется расширение программ и технологий, направленных на эффективное обучение
в области экологии и краеведения.
Пути решения:
1. Обновление и оптимизация образовательной среды детского сада.
2. Внедрение современных образовательных программ и технологий.
3. Реализация проектов «Моя семья - моя маленькая Родина» и «Мой дом Россия»позволила успешно решить задачу организации взаимодействия родителей (законных
представителей) в каждой группе. Эти проекты способствовали приобщению детей к культуре
русского народа и других этнических групп, а также развитию уважительного отношения к
языку, традициям и ценностям.
В результате реализации Программы развития в МБДОУ - детского сада № 516 была
успешно создана образовательная среда, которая эффективно способствует формированию
нравственно-патриотического воспитания дошкольников. На протяжении последних
нескольких лет в детском саду осуществлялся комплекс управленческих мероприятий,
направленных на создание условий для воспитания патриотизма, любви к своей стране и
осознания значимости собственных корней.
Одним из основных элементов образовательной среды стало оформление групповых
помещений в патриотическом стиле. В каждом из них разместились стенды, посвященные
героям страны, а также были представлены атрибуты символики России. Этот визуальный ряд
создавал ощущение гордости за свою страну, активизируя интерес детей к её истории и
культуре. В уголке патриотической литературы был собран богатый ассортимент книг о России,
её культурных и исторических достижениях, что побуждало детей к чтению и стимулировало
учебный интерес.
Игровая среда в детском саду была также наполнена патриотическим содержанием.
Педагоги организовывали ролевые игры, связанные с историческими событиями, предоставляя
детям возможность примерить на себя роли исторических персонажей. Это значительно
обогащало их восприятие значимости истории. Тематические игровые зоны, такие как «Русская
деревня» и «Герои войны», не только привлекали детей, но и обеспечивали обучение через
активную игровую деятельность.
Важным аспектом образовательного процесса стали творческие мастерские, которые
позволили детям познакомиться с народными ремёслами, такими как роспись, вышивка и
другие виды прикладного искусства. Занятия по краеведению, в рамках которых дети
исследовали историю родного края и знакомились с местными традициями, играли ключевую
роль в формировании их идентичности и уважения к своему месту проживания.
Важной частью работы детского сада стали проекты, такие как «Моя семья - моя маленькая
Родина» и «Мой дом - Россия». Эти инициативы активно развивают уважительное отношение к
языку, традициям и ценностям. В ходе реализации парциальной программы «Наследие», авторы
9

которой Новицкая М.М. и Соловьёва Е.В., была усовершенствована предметнопространственная среда, ориентированная на нравственно-патриотическое воспитание. В
каждой возрастной группе были оформлены мини-музеи, такие как «Музей в чемодане», «Мы
помним!» и музей военной техники. Эти мини-музеи существенно способствовали
пробуждению интереса к истории и культуре России у дошкольников.
МБДОУ – детский сад № 516 активно участвует в пилотном проекте «Музейный бум в
ДОО», целью которого является развитие духовно-нравственного воспитания детей
дошкольного возраста с использованием музейной педагогики. Педагоги творчески подходили
к этому процессу, активно участвуя в городских конкурсах и акциях, таких как «Музей в
чемодане» и конкурс видеороликов «Музейные выходные с семьёй», что дало возможность
воспитанникам выражать свои творческие способности и участвовать в общественной жизни.
Проводимые в детском саду патриотические праздники - День Победы, День России и День
защитника Отечества - стали яркими событиями для детей и их родителей. Воспитанники могли
принимать участие в театрализованных представлениях, концертных номерах, где они
исполняли песни и танцы, что не только позволяло развивать их творческие таланты, но и
углубляло понимание значимости этих исторических дат.
Поездки на экскурсии и выездные мероприятия, такие как посещение памятников,
мемориалов, а также местных музеев, укрепляют краеведческое воспитание детей. Наглядная
демонстрация значимых событий и знакомство с местными героями способствуют
формированию уважения и любви к своей стране и ее истории.
Волонтерские акции, организованные детским садом, предоставили возможность
объединить детей и родителей для помощи ветеранам, участия в благоустроительных акциях.
Это развивало чувство сопричастности к Родине и формировало активную гражданскую
позицию у детей с раннего возраста.
Конкурсы рисунков и поделок на патриотическую тематику также стали значимой частью
педагогической работы. Выставки детских работ предоставили каждому ребенку возможность
выразить свои чувства и мысли о Родине через творчество, а такие мероприятия способствовали
повышению самооценки детей и их мотивации к дальнейшему обучению.
Таким образом, системная работа по реализации Программы развития МБДОУ - детского
сада № 516 привела к созданию эффективной и насыщенной образовательной среды,
способствующей формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Реализованные инициативы укрепили связь детей с родным краем, развили их уважение к
истории, культуре и традициям страны, что, безусловно, повлияет на их дальнейшую жизнь и
гражданскую позицию.
Активное сотрудничество с родителями в МБДОУ – детский сад № 516 направлено на
формирование позитивного опыта взаимодействия, поддерживающего развитие воспитанников.
Регулярные собрания, консультации и мероприятия, направленные на совместное участие в
образовательном процессе, создают атмосферу открытости и доверия. Родители становятся
полноценными участниками воспитательного процесса, что позволяет интегрировать
полученные
знания
в
домашнюю
среду.
В
рамках
этих
проектов
организованыисследовательские и познавательныедетско-родительские проекты с родителями
(законными представителями) на темы «Моя семья - моя маленькая Родина» и «Мой дом Россия». Около 70% родителей принимали активное участие в совместной деятельности по
созданию мини-музеев, что свидетельствует о вовлечённости семей в культурные трансляции и
воспитательные процессы.
С целью удовлетворения потребностей всех участников образовательных отношений
организованы
платные
образовательные
услуги,
что
обеспечивает
учреждение
дополнительными финансовыми ресурсами. Сегодня предоставляется 8 платных услуг, таких
как технические –кружок «Лего-конструирование», социально-познавательные – кружок
«Логоритмика», художественно-эстетические – кружок «Пластилинография» и физкультурнооздоровительные – секция «Крепыш». Это дало возможность охватить 76% воспитанников, что
свидетельствует о высоком интересе родителей к дополнительному образованию их детей.
В ходе независимой оценки качества условий образовательной деятельности МБДОУ –
десткий сад № 516 были достигнуты значительные результаты. Такие направления, как
10

«Открытость и доступность информации», получили высокую оценку на уровне 99,6 балла, а
«Доброжелательность работников» была отмечена наивысшим баллом — 100. Это
свидетельствует о внимании и заботе педагогов о комфортной атмосфере для детей и их
родителей.
Тем не менее, анализ полученных данных выявил, что 23,1% респондентов, среди которых
были родители (законные представители) и другие участники образовательного процесса,
выразили озабоченность нехваткой образовательно-развивающих программ экологокраеведческой направленности. Это мнение стало ориентиром для администрации детского
сада, побудившей её принять меры для улучшения образовательного процесса.
В ответ на запросы родителей (законных представителей) и стремление учитывать
интересы и потребности семей в образовательной программе, в практику МБДОУ – детского
сада № 516 были внедрены новые эколого-краеведческие программы. Педагогический
коллектив стал активно разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на
знакомство детей с окружающей природой и культурным наследием своего региона.
В рамках этих инициатив были организованы экскурсии в природные парки, где дети
смогли на практике изучить флору и фауну родного края. Такие выездные мероприятия не
только обогащали знания о природе, но и способствовали формированию у детей
уважительного и ответственного отношения к окружающему миру. Кроме того, в детском саду
был создан мини-музеи, посвященные экосистемам региона. Эти мини-музеи служат не только
инструментом для обучения, но и источником гордости за богатства и разнообразие природы
родного края.
Однако, педагоги сталкиваются с некоторыми трудностями при реализации экологокраеведческих инициатив. Основные проблемы заключаются в недостаточной интеграции
образовательных программ и технологий, необходимых для успешного внедрения тем,
связанных
с
природой
и
культурой
региона,
в
образовательный
процесс.
Недостаточноеколичество образовательных ресурсов, интерактивных образовательных
пространств и материалов, которые могли бы поддержать педагогов в этой работе, также
затрудняет более глубокое и осмысленное изучение экологии и краеведения.
Для повышения эффективности эколого-краеведческих программ необходимо разработать
дополнительные методические материалы, создать интерактивные образовательные
пространства, проводить тренинги для педагогов в этих направлениях и наладить партнёрские
связи с внешними организациями. Это позволит расширить доступ к ресурсам и укрепить
практические навыки специалистов, что в свою очередь повысит качество образовательного
процесса.
Сотрудничество с социальными партнёрами успешно реализуется в рамках
образовательной деятельности МБДОУ – детского сада № 516 и стало важным элементом
формирования полноценного образовательного процесса. Налаженные связи с такими
учреждениями, как МБОУ СОШ № 141, краеведческий музей «Этнограф», библиотека № 6 и
Детская музыкальная школа № 6, позволили провести ряд мероприятий, значительно
обогативших образовательный процесс и расширивших возможности для детей и их родителей.
Одним из ярких примеров такого сотрудничества стали совместные проекты с
краеведческим музеем, в рамках которых были организованы тематические экскурсии. Дети
имели возможность изучить местную историю и познакомиться с достопримечательностями,
что способствовало формированию уважения к родному краю. Эти мероприятия не только
развили у детей интерес к истории и культуре, но и стимулировали их любознательность,
позволяя им глубже осознать свое место в мире.
Также следует отметить активное сотрудничество с библиотекой № 6, где проходили
творческие встречи и занятия, посвященные литературе о родном крае. Дети изучали
произведения местных авторов, что способствовало развитию их языковой культуры и любви к
чтению. Вдохновленные литературой, многие дети начали создавать собственные
художественные работы и рассказы о родных местах.
Детская музыкальная школа № 6 предоставила возможность воспитанникам детского сада
участвовать в музыкальных программах, где дети приходили в восторг от возможности
11

выразить свои чувства через музыку. Такие мероприятия укрепили творческие способности
детей и позволили им развивать свои таланты в области искусства.
Таким образом, сотрудничество с социальными партнёрами стало неотъемлемой частью
образовательной стратегии МБДОУ – детского сада № 516, которое не только обогатило
образовательный процесс, но и создало благоприятную среду для всестороннего развития
дошкольников.
Тем не менее, необходимо усилить интеграцию этих партнеров в эколого-краеведческую
работу для совместного проведения мероприятий, экскурсий и образовательных программ, что
позволит расширить спектр доступных ресурсов и знаний.
Таким образом, МБДОУ находится на пути к созданию комплексного подхода в
образовании, который включает в себя не только знакомство с местной природой и культурой,
но и активное сотрудничество с семьей и внешними организациями.
Выводы: Анализ реализация проектов «Моя семья - моя маленькая Родина» и «Мой дом Россия» выявил проблемы и пути их решения:
Проблемы:
1. Недостаточная интеграция образовательных программ и технологий, необходимых для
успешного внедрения эколого-краеведческого компонента в образовательный процесс.
2. Ограниченное количество образовательных ресурсов и интерактивных образовательных
пространств, что затрудняет глубокое изучение экологии и краеведения.
4. Трудности в реализации эколого-краеведческих инициатив из-за недостатка
методических материалов и тренингов для педагогов.
Пути решения:
1. Разработка дополнительных методических материалов для поддержки экологокраеведческих программ.
2. Создание интерактивных образовательных пространств, способствующих активному
обучению.
3. Проведение тренингов для педагогов по эколого-краеведческим темам для повышения их
квалификации.
4. Налаживание партнерских связей с внешними организациями для расширения доступа к
ресурсам и укрепления практических навыков специалистов.
5. Укрепление сотрудничества с социальными партнерами для совместного проведения
мероприятий и экскурсий, направленных на эколого-краеведческое воспитание.
Выводы по итогам реализации Программы развития МБДОУ – детский сад № 516:
1. Необходимо обеспечить условия для обновления образовательной инфраструктуры и
предметно-пространственной среды детского сада с акцентом на эколого-краеведческое
воспитание дошкольников, внедрить современные образовательные технологии и методы.
2. Необходимо разработать и внедрить индивидуальные планы повышения квалификации,
создать систему наставничества, стимулировать участие в конкурсах и публикациях,
обеспечить регулярный мониторинг и корректировку программы с учетом обратной связи, а
также организовать систематическое повышение квалификации, включая специализированные
курсы и тренинги по привитию детям эколого-краеведческой культуры.
3. Необходимо реализовать образовательный проект ««Зеленая планета: экологокраеведческое воспитание через сотрудничество»», которыйнаправлен на экологокраеведческое воспитание дошкольников, через организацию мероприятий и инициатив с
активным вовлечением родителей.
4. Необходимо расширить сотрудничество с организациями, занимающимися экологокраеведческим образованием, активно участвовать в инновационных проектах и усиливать
взаимодействие с семьями воспитанников через совместные мероприятия и проекты, что
обеспечит полноценное формирование нравственных ценностей и гражданских качеств у детей.
РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И ОКРУЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Подраздел 1. Проблема

Таблица 3
12

Формулировка 1. Образовательная среда МБДОУ детского сада № 516 нуждается в
проблемы
обновлении, включая предметно-пространственную составляющую и
внедрение современных образовательных технологий и методов, для
эффективного формирования у детей эколого-краеведческой культуры
2. Система профессионального развития педагогов требует улучшения: не
разработана система индивидуального профессионального развития
педагогов, включая наставничество, стимулирование профессиональной
активности и систематическое повышение квалификации.
3. Недостаточная вовлеченность родителей: недостаточно активизировано
взаимодействие с родителями, требуется повышать их информированность и
вовлекать их в образовательный процесс, направленный на формирование
эколого-краеведческой культуры детей.
4. Ограниченное сотрудничество с социальными партнерами: недостаточно
развито взаимодействие с организациями, занимающимися экологокраеведческим воспитанием, что ограничивает возможности для реализации
инновационных проектов и полноценного формирования экологокраеведческих знаний
Целевые
Воспитанники МБДОУ - детский сад № 516, родители (законные
группы
представители), педагогические и иные работники образовательной
организации, социальные партнеры.
Подраздел 2. Цель программы развития детского сада
К 2029 году сформировать образовательную среду, способствующую повышению
качества дошкольного образования и развитию эколого-краеведческой культуры у 90% детей, с
положительной обратной связью от 90% родителей и 95 % педагогов о качестве
образовательного процесса.
Подраздел 3. Задачи программы развития
1. Внедрить проект «Эко-Образование: Новые горизонты для детского сада» к 2029 году,
через создание 8 центров и интеграцию 7 программ, способствующих развитию экологокраеведческой культуры у 90% дошкольников, с оценкой успеха через положительные отзывы
от 90% родителей и педагогов о качестве образовательного процесса, а также итоговые
мероприятия и мониторинг реализации программы.
2. Обеспечить повышение квалификации 100% педагогов в течение пяти лет, разработав
индивидуальные планы профессионального роста и внедрив систему наставничества, что будет
подтверждено результатами аттестации и участием в конкурсах.
3. Реализовать проект «Зеленая планета: эколого-краеведческое воспитание через
сотрудничество»к 2029 году, направленный на эколого-краеведческое воспитание не менее 90%
дошкольников, через организацию мероприятий и инициатив с активным вовлечением 80%
родителей, а также с получением положительных отзывов от 80% участников о качестве
предоставляемых услуг.
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Подраздел 1. Возможные способы достижения цели Программы развития
Таблица 4

Способ

Сильные стороны

Разграничивает
мероприятия,
направленные на реализацию программы
Проектный
подход
в
по определённым направлениям, что
реализации Программы
облегчает понимание механизмов её
реализации для всех участников.
Позволяет оценивать достижения в
Система
оценки рамках реализации проектов, сравнивая
выполнения мероприятий их
с
запланированными
проектов
характеристиками, а также вносить
необходимые коррективы.

Слабые стороны
Эпизодическая вовлеченность и
активность
педагогических
работников
в
процессе
инновационной деятельности.
Существует
вероятность
некорректной оценки, что может
привести
к
искажению
результатов.
13

Способ
Командный
сотрудничество
взаимодействие

Сильные стороны

Слабые стороны

Не
все
участники
Способствует
повышению
подход,
образовательного
процесса
эффективности реализации мероприятий,
и
готовы работать в команде, что
конкретизирует
роли
и
уточняет
может снизить эффективность
обязанности различных членов команды.
сотрудничества.

Значительный объем работы и
Логическая
Обеспечивает оптимальную организацию различная степень мотивации у
структурированность
и
последовательность
выполнения участников могут не всегда
мероприятий и алгоритм
действий в рамках программы.
приводить
к
достигнутым
реализации
результатам.
Отсутствие
программ для
краеведческого
образования

выбора
эколого-

Нехватка
разнообразия
программ
затрудняет
эффективное развитие экологокраеведческого воспитания.

Подраздел 2. Характеристики выбранного способа
Механизмы реализации Программы развития МБДОУ – детский сад № 516 основаны на
тематических проектах, которые вовлекают педагогический коллектив, родителей (законных
представителей) и социальное окружение в процесс обновления образовательной
инфраструктуры, внедрения современных технологий и непрерывного профессионального
образования, а также в совместные инициативы для более эффективного взаимодействия.
1. Проект «Эко-Образование: Новые горизонты для детского сада».
Актуальность: В условиях современных экологических вызовов и снижения интереса к
культуре родного края формирование эколого-краеведческой культуры у детей является
ключевым аспектом, способствующим воспитанию ответственных граждан, которые будут
бережно относиться к природе и культурному наследию своего региона. Проект «ЭкоОбразование: Новые горизонты для детского сада» призван стать связующим звеном между
теоретическими знаниями и практическими навыками, развивая у детей устойчивый интерес к
экологии и краеведению, что в свою очередь поможет им осознать важность сохранения
окружающей среды и культурных традиций.
Механизмы реализации Проекта.
Экологически ориентированная образовательная среда:
1. Создание центра исследования и познавательного развития «Эко-лаб»:
Оснащение центра:
 Интерактивным комплексом «Экология».
 Интерактивный стенд «Эффективность утилизации мусора».
 Интерактивный скалодром «Эверест».
 ПО «Школа профессора Дроздова».
 Детской биолабораторией «Умная грядка» и «Умная теплица».
 Исследовательской лабораторией «Нуараша».
 Набором для оценки чистоты воздуха методом биоиндикации.
 Умной Фотокормушкой для птиц.
2. Зонирование пространства:
 Экологическая тропа: обустройство тропы на территории детского сада с
информационными табличками и QR-кодами для доступа к аудио- и видеоматериалам о флоре
и фауне.
 Уголок природы: создание уголка с живыми растениями.
 Библиотека природы: сбор книг, журналов и энциклопедий о природе родного края,
животных, растениях и экологических проблемах.
 Творческая мастерская: оборудование зоны для изготовления поделок из природных
материалов.
 «Метеостанция»: установка интерактивного модуля «Метеостанция».
 «Мини-сад»: приобретение теплицы, парника, разработка грядок и цветников.
14

 Сенсорная дорожка: дорожка с различными текстурами для стимулирования тактильного
восприятия детей.
 Экологическая мастерская «Сортировка мусора»: обучение детей раздельному сбору и
переработке отходов.
 Мини-музеи «Чудеса природы»: изучение природных артефактов.
 Центр экологии и краеведения «Как прекрасен этот мир!»: размещение материалов в
холлах и лестничных переходах.
 Центр
робототехники
и
программирования
«Эко-роботы»:
использование
роботизированных игрушек для экологических игр, которые нужно запрограммировать, чтобы
они выполняли задачи по изучению природы.
 Инновационный центр «Природное наследие Урала»:
Создание интерактивной карты с представлением информации о региональной истории и
экологии с использованием QR-кодов для доступа к мультимедийному контенту.
Создание онлайн- энциклопедии родного края: создание совместного проекта по сбору
информации о географии, истории, культуре и экологии региона.
Создание цифрового фотопроекта: дети будут использовать камеры или планшеты для
фотографирования различных объектов и явлений природы или культурного наследия своего
края, а затем создавать выставку или каталог своих работ.
3. Внедрение образовательных программ, технологий и методов работы:
Программа В.В. Смирновой, Н.И. Балуевой, Г.М. Парфеновой «Тропинка в природу».
Экологическое воспитание С.Н. Николаевой «Юный эколог» и программа Н.А. Рыжовой
«Наш дом – природа».
Парциальные программы: «Природное наследие Урала», «Экологическая тропа», «Эколаб», «Увлекательная Метеостанция».
Разработка методических материалов с маршрутами для педагогов и электронный каталог
информационно-образовательных ресурсов.
Формы работы: конкурсы, проекты, сетевые форумы, видеоконференции, экскурсии,
праздники и фестивали.
4. Инновационные технологии и методики:
Интерактивное портфолио достижений ребенка с QR-кодами для доступа к
мультимедийному контенту.
Геймификация образовательного процесса через квесты и задания по идентификации
растений и животных.
Системное проектирование на основе создания экологических инициатив, таких как
«Зеленая территория» и «Друзья природы».
Методика «Река времени» Н.А. Коротковой для изучения региональной истории с
помощью визуализации.
Кейс-технологии для активного вовлечения детей и методика развития фотографической
памяти (эйдетики) для дошкольников.
Технологии фото-кросса и образовательного геокешинга.
1. Проект «Взлет к профессионализму».
Актуальность Проекта:вусловиях постоянного изменения образовательных стандартов и
требований к качеству образования крайне важно развивать и поддерживать кадровый
потенциал педагогов детского сада. Профессиональная подготовка и развитие молодых
специалистов напрямую влияют на качество образовательного процесса и эмоциональное
благополучие детей. Проект «Взлет к профессионализму» нацелен на создание устойчивой
системы поддержки и развития, что позволит педагогам повышать свои профессиональные
навыки, способствуя, в свою очередь, качественному образовательному процессу и
гармоничному развитию детей. Внедрение менторства, регулярной обратной связи, а также
электронных портфолио и накопительных программ сделает обучение более целостным и
практико-ориентированным.
Механизмы реализации Проекта.
Этапы реализации проекта:
1. Разработка индивидуальных планов профессионального развития:
15

 Анализ потребностей педагогов: провести анкетирование и интервью с каждым
педагогом, чтобы определить их цели, интересы и области, требующие развития.
 Составление персонализированных планов: на основе собранной информации создать
планы, которые будут включать актуальные курсы повышения квалификации, тренинги и
самообразование.
 Установление сроков и критериев оценки: определить четкие сроки выполнения каждого
элемента плана и критерии для их оценки, а также поддерживать регулярные встречи для
обсуждения прогресса.
2. Внедрение программы наставничества «Взлет к профессионализму»:
 Выбор опытных педагогов-наставников: определить и подготовить педагогов с
успешным опытом работы, которые будут выступать в роли наставников.
 Организация «Дня открытых дверей»: создать формат мероприятия, где молодые
педагоги смогут наблюдать за работой опытных коллег, задавать вопросы и получать обратную
связь. Это мероприятие должно проходить регулярно, предлагая педагогам возможность
обмена опытом.
 Создание программ менторства: разработать конкретные цели и задачи для менторов и
наставляемых, включая регулярные встречи и обсуждения опыта.
3. Создание системы регулярной обратной связи:
 Организация фокус-групп и опросов: регулярно проводить фокус-группы и анонимные
опросы, позволяющие педагогам открыто высказывать свои мнения о системе
профессионального развития и программе менторства.
 Обсуждение результатов: провести встречи для анализа собранной информации,
выявления успешных практик и обсуждения трудностей, с которыми сталкиваются педагоги.
 Корректировка программ: на основе отзывов и предложений педагогов вносить
изменения в программу профессионального развития и менторства для повышения их качества
и актуальности.
4. Создание электронных портфолио:
 Разработка шаблонов портфолио: создать формат электронного портфолио для
педагогов, включающий разделы для достижения, сертификаты, отзывы о работе и примеры
материалов.
 Внедрение QR-кодов: интегрировать QR-коды в портфолио, позволяющие быстро и
удобно получать доступ к онлайн-ресурсам, публикациям и материалам, связанным с работой
педагога.
 Обучение использованию портфолио: провести тренинги для педагогов по созданию и
обновлению электронных портфолио, что позволит повысить уровень их профессиональной
самопрезентации.
5. Разработка накопительных программ для педагогов со средним профессиональным
образованием:
 Анализ потребностей: провести анализ потребностей педагогов со средним
профессиональным образованием для определения курсов и тематик, которые будут наиболее
актуальны.
 Создание
программ
повышения
квалификации:
разработать
программы,
предусматривающие как теоретическую, так и практическую подготовку, а также возможность
получения сертификатов по окончании обучения.
 Поддержка и мотивация: установить систему мотивации для участия педагогов в
накопительных программах, включая финансовую поддержку и возможности карьерного роста.
2. Проект
«Зеленая
планета:
эколого-краеведческое
воспитание
через
сотрудничество»
Актуальность Проекта: в современном мире экологические проблемы становятся все
более актуальными, и необходимо с раннего возраста формировать у детей осознанное
отношение к природе и окружающей среде. Включение родителей (законных представителей) и
социальных партнеров в образовательный процесс способствует более глубокому и
эффективному усвоению материалов и активному вовлечению детей в эколого-краеведческие
инициативы.
16

Механизмы реализации Проекта.
Этапы реализации.
1. Исследование и подготовка
Анализ текущего состояния экологического образования: опрос родителей и педагогов о
существующих инициативах.
Возможности
партнерства:
выявление
местных
организаций
и
сообществ,
заинтересованных в сотрудничестве (экологические центры, библиотеки, культурные
учреждения и т. д.).
2. Разработка образовательных программ.
Программа «Экологические приключения»: в ходе изучения окружающей среды дети
будут вовлечены в исследования локальных экосистем. Занятия будут включать экскурсии,
прогулки по паркам и занятия по наблюдениям за природой.
Программа «Краеведческие исследования»:познание истории и культуры региона через
работу с местными ремесленниками, экскурсии по историческим местам и встречи с
краеведами.
Программа «Родительская эко-суббота»: разработка совместных мероприятий и мастерклассов, где родители и дети обучаются основам экологии, обрабатывают информацию о
защите окружающей среды, создают совместные проекты.
3. Создание клубов и инициативных групп
Экологический клуб «Зеленый друг»: клуб для детей и родителей, посвященный
экологии и взаимопомощи. Занятия включают кружки по созданию экологичных игрушек,
уходу за растениями и сбору мусора.
Краеведческий клуб «Моя Родина»: фокус на изучении культурного наследия и традиций
родного края. Занятия могут включать изучение народных ремесел, локальных легенд и
историй.
4. Взаимодействие с социальными партнерами.
На этапе подготовки проекта провести встречи с местными организациями:
экологическими группами, библиотеками, музеями и культурными центрами.
Организовать «День открытых дверей», где представители социальных партнеров смогут
презентовать свои проекты и возможности сотрудничества.
5. Организация мероприятий.
Эко-арт: «Творим из вторсырья»: участники будут изготавливать художественные изделия
и предметы искусства из переработанных материалов, таких как пластиковые бутылки, старые
газеты, коробки и т. д.
Биодинамические садики: в этой мастерской дети и родители будут создавать мини-садики
в бутылках или банках, используя совместно переработанные материалы.
Изготовление эко-игрушек: родители и дети собираются для создания игрушек из
натуральных материалов, таких как дерево, камни, или переработанные ткани и ловят идеи для
игр с природными элементами.
Краеведческие походы: регулярные выезды в природные и исторические места для
изучения экосистемы и наследия.
Конкурсы и выставки: проведение конкурсов на лучшее экологическое творчество, где дети
совместно с родителями представляют свои работы.
Интерактивные эко-сад: создание в МБДОУ эко-сада, где семьи с детьми будут работать
вместе над проектами по озеленению, получая знания о растениях и экосистемах.
Семейные экологические квесты: организация соревнований, в которых семьи могут
разгадывать экологические загадки и выполнять задания, изучая мест
Проект «Зеленая планета: эколого-краеведческое воспитание через сотрудничество» будет
постоянно адаптироваться и обновляться с учетом изменений в социально-экономической среде
и
потребностей
всех
участников
образовательного
процесса.

17

РАЗДЕЛ 4. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Результат

Наименование контрольного
показателя

Единица
измерения
показателя

Теку
щее
значе
ние
показ
ателя

Таблица5
Плановое значениепоказателя по
годамреализацииПрограммы
максимальное
Целевой
ориенти
2025
2026
2027
2028
р на
2029

Задача 1.Внедрить проект «Эко-Образование: Новые горизонты для детского сада» к 2029 году, через создание 8 центров и интеграцию 7 программ,
способствующих развитию эколого-краеведческой культуры у 90% дошкольников, с оценкой успеха через положительные отзывы от 90%
родителей и педагогов о качестве образовательного процесса, а также итоговые мероприятия и мониторинг реализации программы.
Внедрен проект «Эко-Образование: Новые горизонты доля родителей (законных
Процент
95
95
95
95
95
95
для детского сада».
представителей)
СозданаЭколого-краеведческая
ориентированная удовлетворённых
качеством
образовательная среда:
предоставляемых услуг.
Созданы:
Количество
новых
Кол-во
1
3
7
7
7
7
• Центр исследования и познавательного развития дополнительных
образовательных
программ
«Эко-лаб».
• «Экологическая тропа» с информационными эколого-краеведческой
направленности.
табличками и QR-кодами.
количество
созданных центров
Кол-во
1
3
5
7
8
8
• «Уголок природы».
в
группах
и
помещении
• «Библиотека природы».
сада
эколого• «Творческая мастерская для изготовления поделок детского
краеведческой
направленности
из природных материалов».
доля воспитанников и их
Процент
20
35
38
45
55
65
• «Метеостанция».
родителей
(законных
• «Мини-сад»: приобретение теплицы, парника,
представителей), охваченных
разработаны грядки и цветники.
участием
в
проектной,
• «Сенсорная дорожка».
проектно-исследовательской
• Экологическая мастерская «Сортировка мусора».
деятельности, в выставках,
• Мини-музеи «Чудеса природы».
конкурсах,
разной
• Центр экологии и краеведения «Как прекрасен этот
направленности.
мир!».
доля обучающихся от общего
Процент
40
55
58
60
67
70
• «Центр робототехники и программирования «Эко- числа
воспитанников
–
роботы».
победителей
и
призеров
• Инновационный центр «Природное наследие конкурсов
и
мероприятий

18

Урала».
экологической направленности.
• Создана онлайн - энциклопедия родного края.
доля
воспитанников,
Процент
50
48
50
60
75
85
• Создан цифровой фотопроект.
охваченных
программами
Внедрены образовательныеПрограммы:
Программа В.В. Смирновой, Н.И. Балуевой, Г.М. эколого-краеведческой
направленности.
Парфеновой «Тропинка в природу».
Экологическое воспитание С.Н. Николаевой «Юный
эколог», программа Н.А. Рыжовой «Наш дом –
природа».«Природное наследие Урала», «Экологическая
тропа», «Эко-лаб», «Увлекательная Метеостанция».
Разработаны методические материалы для педагогов и
электронный каталог информационно-образовательных
ресурсов.
Задача 2. Обеспечить повышение квалификации 100% педагогов в течение пяти лет, разработав индивидуальные планы профессионального роста
и внедрив систему наставничества, что будет подтверждено результатами аттестации и участием в конкурсах.
педагогов,
имеющих
Процент
62
65
70
75
80
81
• Разработана и внедрена программа менторства доля
высшую
квалификационную
«Взлет к профессионализму»
категорию,
от
общей
• Созданы электронные портфолио с QR-кодом.
численности
педагогического
• Разработаны и внедрены накопительные программы
повышения квалификации для педагогов со средним состава.
доля педагогов от общей
Процент
15
20
25
35
45
50
профессиональным образованием.
численности
педагогического
• Разработаны и внедрены персонализированные
состава, представивших свой
маршруты профессионального роста педагогов.
• Создан банк информации о различных формах профессиональный опыт в виде
и
профессионального развития (курсы, тренинги, вебинары, докладов
публикацийразличного уровня.
мастер-классы, самообразование).
увеличение доли участников Проценты
40
50
52
55
60
65
• Педагогические
кадры
имеют
курсовую
профессиональных
конкурсов
подготовку по проектам Программы.
различного
уровня
среди
• Педагоги являются участниками, победителями
педагогических
работников
профессиональных конкурсов на различных уровнях.
МБДОУ.
• Педагоги являются участниками конференции,
доля педагогов, прошедших
Процент
40
80
85
90
95
100
мастер-классов, вебинаров, проектной деятельности,
повышение
квалификации
по
методических
объединениях
различного
уровня,
программам
представляют опыт своей профессиональной деятельности
профессионального развития.
через публикации в сборниках статей.
количество
созданных
Кол-во
4
8
8
8
8
8
19

• Успешное прохождение аттестации для повышения

наставнических пар

уровня квалификации педагогов.
Задача 3.Реализовать проект «Зеленая планета: эколого-краеведческое воспитание через сотрудничество» к 2029 году, направленный на экологокраеведческое воспитание не менее 90% дошкольников, через организацию мероприятий и инициатив с активным вовлечением 80% родителей, а
также с получением положительных отзывов от 80% участников о качестве предоставляемых услуг.
Реализован проект «Зеленая планета: эколого- доля
родителей
(законных Процент
10
15
25
30
35
40
краеведческое воспитание через сотрудничество».
представителей), получивших
и
• Разработаны
и
внедрены
Программы: профессиональную
«Экологические
приключения».
«Краеведческие консультативную помощь в
воспитании,
обучении
и
исследования». «Родительская эко-суббота».
• Создан Экологический клуб «Зеленый друг» для развитии ребенка.
доля
родителей
(законных Процент
95
95
95
95
95
95
детей и родителей.
представителей)
• Создан Краеведческий клуб «Моя Родина».
удовлетворённых
качеством
• Создан «Эко Дневник».
предоставляемых
услуг
• Повышен уровень удовлетворённости родителей
(законных представителей), обучающихся качеством (НОКО).
доля
родителей
(законных Процент
25
55
60
70
70
70
предоставляемых услуг.
представителей)
(от
общего
• Организована работа психолого-педагогической,
методической и консультационной помощи родителям числа), принявших участие в
детско-родительских проектах,
(законным представителям) детей.
• Расширено
участия
родителей
(законных конкурсах различного уровня.
представителей), деятельности ДОУ.
• Расширен диапазона социального сотрудничества
(социального партнерства), для решения профессиональных
задач и задач по просвещению семей воспитанников.

План финансирования реализации Программы развития
Раздел 5.
Источники и план финансирования Программы развития
20

Наименование мероприятия

Таблица 6

Источник
Затраты на реализацию задач, руб.
Итоговые
финансирования 2025
затраты, руб.
2026
2027
2028
2029
1. Внедрить проект «Эко-Образование: Новые горизонты для детского сада» к 2029 году, через создание 8 центров и интеграцию 7 программ,
способствующих развитию эколого-краеведческой культуры у 90% дошкольников, с оценкой успеха через положительные отзывы от 90%
родителей и педагогов о качестве образовательного процесса, а также итоговые мероприятия и мониторинг реализации программы.
Создание
Центра
исследования
и региональный
0
0
0
0
0
0
познавательного развития «Эко-лаб».
бюджет
Приобретение фото-кормушки.
муниципальный 50 000
0
0
50 000
50 000
150 000
бюджет
внебюджетные
0
0
0
0
0
0
средства
Создание
Экологической
мастерской региональный
0
0
0
0
0
0
«Сортировка мусора».
бюджет
Приобретение
интерактивного
стенда муниципальный 25 000
0
0
0
0
25 000
«Эффективность утилизации мусора».
бюджет
внебюджетные
100 000
0
0
0
0
100 000
средства
Создание Центра экологии и краеведения «Как региональный
0
0
0
0
0
0
прекрасен этот мир!» размещены материалы в бюджет
холлах и лестничных переходах.
муниципальный 0
0
0
0
0
0
бюджет
внебюджетные
20 000
20 000
20 000
20 000
0
80 000
средства
Создание
«Центра
робототехники
и региональный
0
0
0
0
0
0
программирования «Эко-роботы».
бюджет
муниципальный 0
100 000
0
100 000
100 000
300 000
бюджет
внебюджетные
0
0
0
0
0
0
средства
Создание Инновационного центра «Природное региональный
0
0
0
0
0
0
наследие Урала»:
бюджет
Создание интерактивной карты с использованием муниципальный 0
0
0
30 000
0
30 000
QR-кодов для доступа к мультимедийному бюджет
контенту.
внебюджетные
0
0
0
30 000
0
30 000

21

Создание онлайн - энциклопедия родного края.
Создание цифрового фотопроекта.
Приобретение МИК «Экология»

Приобретение
ПО
«Школа
профессора
Дроздова» развивающие
программы
по
экологии.

Приобретение исследовательской лаборатории
«Нуараша».

Приобретение и установка «Метеоплощадка» для наблюдения за погодными явлениями.

Приобретением
«Эверест»

интерактивного

скалодрома

Приобретение детской биолабораторией, «Умная
грядка» и «Умная теплица».

средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный

0

0

0

0

0

0

200 000

0

0

0

0

200 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

25 000

0

0

0

0

25 000

0

0

0

0

0
0

100 000

0

0

0

100 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

100 000

0

0

0

0

100 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

250 000

0

0

250 000

0

0

250 000

0

0

250 000

0

0

0

0

0

0

50 000

50 000

0

0

0

100 000
22

Приобретение набора для оценки
воздуха методом биоиндикации.

чистоты

Создание «Уголка природы».

Создание
«Творческой
изготовления
поделок
материалов».

мастерской»
для
из
природных

Создание экологической тропы. Установка
информационных табличек с QR-кодами,
ведущими к аудио- или видеоматериалам о флоре
и фауне.
Мини-музеи «Чудеса природы»: Создание
уголков, где дети могут изучать природные
артефакты и образцы.

Создание «Библиотеки природы».

бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет

30 000

30 000

0

0

0

60 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

80 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

20 000

20 000

20 000

20 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

20 000

20 000

0

0

40 000

0

0

0

0

0

0

20 000

20 000

20 000

0

20 000

80 000

0

0

20 000

0

20 000

40 000

0

0

0

0

0

0

0

0

40 000

40 000

0

0

0

40 000

0

0

0

0

80 000

0

40 000
0

80 000

80 000
80 000
0
23

Создание «Мини-сада»: приобретение теплицы,
парника, разработаны грядки и цветники.

Создание «Сенсорной дорожки».

Участите воспитанников в детских конкурсах,
проектах,
мероприятиях
различной
направленности.

Внедрение
образовательных
Программ,
технологий и методов работы:
Программа В.В. Смирновой, Н.И. Балуевой, Г.М.
Парфеновой «Тропинка в природу».
Экологическое воспитание С.Н. Николаевой
«Юный эколог» и программа Н.А. Рыжовой
«Наш дом – природа».
Парциальные программы: «Природное наследие
Урала», «Экологическая тропа», «Эко-лаб»,
«Увлекательная Метеостанция».
Разработка
методических
материалов
с
маршрутами для педагогов и электронный
каталог
информационно-образовательных

муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства

20 000

20 000

20 000

0

0

60 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

20 000

20 000

0

0

40 000

0

20 000

20 000

0

0

40 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

24

ресурсов.
Разработка
методических
материалов: Методические
маршруты
для
педагогов
по
использованию
экологокраеведческой развивающей среды, электронный
каталог
информационно-образовательных
ресурсов Интернета.
Создание интерактивных портфолио достижений
детей в области экологии и краеведения,
дополненное QR-кодами для доступа к
мультимедийному контенту (фото, видео, аудио).
Внедрение Инновационных технологии и
методики:
Системное проектирование: введение проектов, в
которых дети смогут работать над созданием
экологических инициатив («Зеленая территория»
и «Друзья природы»).
Технология «Река времени» Н.А. Коротковой с
помощью визуализации временной линии и
дополненной QR-кодами информации.
Кейс-технологии (кейсы-инциденты, фото-кейсы,
кейсы-драматизации,
кейсы
на
основе
мультфильмов, кейсы – вариации и догадки).
Методика развития фотографической памяти
(эйдетики) для дошкольников.

региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2. Обеспечить повышение квалификации 100% педагогов в течение пяти лет, разработав индивидуальные планы профессионального роста и
внедрив систему наставничества, что будет подтверждено результатами аттестации и участием в конкурсах.
Разработка персонализированных маршрутов региональный
0
0
0
0
0
0
профессионального роста педагогов.
бюджет
муниципальный 0
0
0
0
0
0
бюджет
25

Создание банка информации о различных формах
профессионального развития (курсы, тренинги,
вебинары, мастер-классы, самообразование).

Разработка
и
внедрение
накопительных
программ
повышения
квалификации
для
педагогов со средним профессиональным
образованием.
Повышение
квалификации
педагогов
по
различным направлениям проектов Программы и
инновационной деятельности.

Участие
педагогического
коллектива
конференции,
мастер-классов,
вебинаров,
представляют опыт своей профессиональной
деятельности через публикации в сборниках
статей
в
конкурсах
профессионального
мастерства.
Создание мероприятий по регулярной обратной
связи и обмену опытом

Участие педагогов в профессиональных
конкурсах на различных уровнях, в творческих
конкурсах с воспитанниками.

внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0
26

бюджет
внебюджетные
средства
Внедрение программа менторства «Взлет к региональный
профессионализму»
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
Разработка дорожных карты для педагогов по
региональный
использованию
эколого-развивающей
бюджет
предметной среды.
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
Создание личных портфолио с интеграцией QR- региональный
кодов.
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
Прохождение аттестации для повышения уровня региональный
квалификации педагогов.
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3. Реализовать проект «Зеленая планета: эколого-краеведческое воспитание через сотрудничество» к 2029 году, направленный на экологокраеведческое воспитание не менее 90% дошкольников, через организацию мероприятий и инициатив с активным вовлечением 80% родителей, а
также с получением положительных отзывов от 80% участников о качестве предоставляемых услуг.
Разработка и внедрение Программ:
региональный
0
0
0
0
0
0
«Экологические приключения». «Краеведческие бюджет
исследования».
муниципальный 0
0
0
0
0
0
«Родительская эко-суббота».
бюджет
внебюджетные
0
0
0
0
0
0
27

Создание «Эко Дневника».

Повышение
уровня
удовлетворённости
родителей
(законных
представителей),
обучающихся качеством предоставляемых услуг.

Работа психолого-педагогической, методической
и
консультационной
помощи
родителям
(законным представителям) детей.

Организация тематических экскурсий и походов,
походов выходного дня в рамка проектов
Программы.

Создание Экологического клуба «Зеленый друг»
для детей и родителей.
Создание Краеведческого клуба «Моя Родина».

Организация мероприятий.
Эко-арт:
«Творим
из
вторсырья».
Биодинамические садики. Изготовление экоигрушек. Краеведческие походы. Конкурсы и

средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0
28

выставки. Интерактивный эко-сад. Семейные
экологические квесты. Проект «Зеленая планета»
Расширение участия родителей (законных
представителей), деятельности ДОУ.

внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
Расширение участия социальных партнеров в региональный
организации встреч с семьями воспитанников по бюджет
различным видам просвещения (правового, муниципальный
гражданского, медицинского).
бюджет
внебюджетные
средства
Итого

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

640 00,00

42000,00

66000,00

33000,00

370 000,00

2 420 000,00

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».