Педагогический мониторинг на этапе завершения дошкольного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 516

Приложение к
Основной образовательной
программе дошкольного
образования ДОУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
(изучение индивидуального развития детей седьмого года жизни в рамках реализации основной
образовательной программы дошкольного образования ДОУ)

Пояснительная записка
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства
образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие», что позволяет комплексно оцепить качество образовательной деятельности в
группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения
каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми
навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл - ребенок не может выполнить, все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает;
2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры
оценки;
5 баллов - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год - в начале и конце учебного
года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа.
Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке
указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее
значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых
долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и
проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной
программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по
группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров,
округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для ведения учета общегрупповых
промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении
педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет
своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно
считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше
3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности
организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать
о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки
педагогического процесса в группе по данному параметру/данной образовательной области.

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий по освоению детьми седьмого года жизни образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Старается
Может
дать
Понимает
Понимает
Выполняет
Имеет
Проявляет интерес к
Итоговый
№ Фамилия Имя ребенка
соблюдать пранравственную
значение слов,
скрытые
обязанности
предпочтение в
совместным играм со показатель
по
п/п
вила поведения в оценку своим и
обозначающих
мотивы
дежурного по
игре, выборе
сверстниками, в том
каждому ребенку
общественных
местах, в общении со взрослыми, сверстниками в природе
нач.г

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Итоговый показатель по группе (среднее
значение)

кон.г

чужим
поступкам/
действиям

нач.г

кон.г

эмоциональное
состояние,
этические
качества,
этические
характеристики
нач.г
кон.г

поступков
героев литерат.
произведений,
эмоционально
откликается
нач.г

кон.г

столовой,
уголку природы

нач.г

кон.г

видов труда и
творчества

нач.г

кон.г

числе игры с
правилами, с/р игры;
предлагает варианты
развития сюжета,
выдерживает
принятую роль
нач.г
кон.г

(среднее
значение)

нач.г

кон.г

Выводы (начало уч.года)

Выводы (конец уч.года)

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий по освоению детьми седьмого года жизни образовательной области
«Познавательное развитие»
№
п/п

ФИ ребенка

Знает свои имя
и фамилию,
адрес
проживания,
имена и фамилии
родителей, их
профессии-

н

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

к

Знает столицу
России. Может
назвать
некоторые
достопримечател
ьности родного
города

н

к

Знает о
значении
солнца,
воздуха,
воды для
человека

н

к

Ориентируетс
я в пространстве (на себе,
на другом
человеке, от
предмета, на
плоскости)

н

к

Называет виды
транспорта,
инструменты,
бытовую технику.
Определяет
материал (бума-га,
дерево, металл,
пластмасса)

н

к

Правильно
пользуется
порядковыми и
количественными
числителями до 10,
уравнивает 2 группы
предметов (+1 и -1)

н

к

Различает круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник,
овал. Соотносит
объемные и
плоскостные
фигуры

н

к

Выкладывает ряд
предметов по
длине, ширине,
высоте,
сравнивает на
глаз, проверяет
приложением и
наложением

н

к

Ориентируется во времени
(вчера-сегодня-завтра;
сначала-потом). Называет
времена года, части суток,
дни недели

н

к

Итоговый
показатель по
каждому
ребенку (среднее
значение)

н

к

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий по освоению детьми седьмого года жизни образовательной области
«Познавательное развитие»
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

ФИ ребенка

Знает свои
имя и
фамилию,
адрес
проживания,
имена
родителейн
к

Рассматрива
ет иллюстрированные
издания детских книг,
проявляет
интерес к ним
н
к

Знает о
значении
солнца,
воздуха,
воды для
человека
н

к

Ориентирует
ся в пространстве (на
себе, на другом человеке,
от предмета,
на плоскости)
н
к

Называет диких
и домашних
животных,
одежду, обувь,
мебель, посуду,
деревья
н

к

Сравнивает количество предметов в группах до
5 на основе счета, приложением, наложением
н

к

Различает
круг, квадрат,
треугольник,
прямоугольни
к
н

к

Умеет
группировать
предметы по
цвету, размеру,
форме, назначению
н

к

Понимает смысл слов
«утро», «вечер», «день»,
«ночь», определяет
части суток, называет
времена года, их признаки,
последовательность
н

к

Итоговый
показатель по
каждому
ребенку (среднее значение)
н

к

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий по освоению детьми седьмого года жизни образовательной области
«Речевое развитие»
Имеет
предпочтение
в
литерат.
Драматизирует
небольшие сказки, читает
Определяет место звука в
Поддерживает беседу,
Итоговый показатель
№
Фамилия Имя
произведениях, называет
по ролям стихи. Составляет по образцу
слове. Сравнивает слова
высказывает свою точку
по каждому ребенку
п/п
ребенка
некоторых писателей. Может
рассказы по сюжетной картине, по серии
по длительности. Находит зрения, согласие/не согласие, (среднее значение
выразительно рассказать
небольшую сказку, выучить
небольшое стихотворение
начало уч.г.
конец
уч.г

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Итоговый показатель по
группе(среднее значение)

картин, относительно точно
пересказывает литерат. произведения
начало уч.г.

конец
уч.г

лова с заданным звуком.
начало уч.г.

конец
уч.г

использует все части речи.
Подбирает к сущ. прилаг.,
умеет подбирать синонимы
начало
конец
уч.г.
уч.г

начало
уч.г.

конец
уч.г

Выводы (начало уч.года)

Выводы (конец уч.года)

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий по освоению детьми седьмого года жизни образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Способен
Правильно
Создает индивид.
Различает
Может ритмично
Умеет выполнять
Играет на
Итоговый
№ Фамилия Имя ребенка
конструировать по
держит
и коллективные
жанры
двигаться по хар-ру
танцевальные
детских
показатель
п/п
собственному
ножницы,
рисунки, сюжетмуз.произведен музыки,
движения
музыкальных
каждому
замыслу. Способен
использовать
простые схематич.
изображения для
решения несложных задач, строить
по схеме, решать
лабиринтные задачи
нач.г
кон.г

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Итоговый показатель по
группе(среднее значение)

использует
разнообразные
формы
вырезывания

нач.г

кон.г

ные и декоративные композиции,
используя разные
материалы, в т.ч
по мотивам
народно-прикладного творчества.
нач.г

кон.г

ий, имеет
предпочтения в
слушании
муз.произведен
ий

нач.г

кон.г

самостоятельно
инсценирует
содержание песен,
хороводов,
испытывает эмоц.
удовольствие
нач.г

кон.г

(поочередное
выбрасывание ног
в прыжке, выставление ноги на
пятку в полуприседе, шаг с
продвижением
вперед, кружение)
нач.г
кон.г

инструментах
несложные песни
и мелодии; может
петь в соопровождении муз.
инструмента

ребенку
(среднее
значение)

нач.г

нач.г

кон.г

по

кон.г

Выводы (начало уч.года)

Выводы (конец уч.года)

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий по освоению детьми седьмого года жизни образовательной области
«Физическое развитие»
Знает
о
важных
вредСоблюдает
Умеет быстро и
Умеет лазать по
Умеет
Умеет метать предметы
Итоговый
№
Фамилия Имя
ных факторах для
элементарные правила аккуратно одеваться гимнастической
перестраиваться в
правой и левой руками
показатель по
п/п
ребенка
здоровья, о значении
личной гигиены,
и раздеваться,
стенке, прыгать в
колонну по трое,
в вертикальную и
каждому ребенку
для здоровья утренней гимнастики,
закаливания, соблюдения режима дня
начало
конец
уч.г.
уч.г

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Итоговый показатель по
группе(среднее значение)

самообслуживания,
опрятности
начало
уч.г.

конец
уч.г

соблюдает порядок
в шкафчике
начало
уч.г.

конец
уч.г

длину с места, в
высоту с разбега,
через скакалку
начало
уч.г.

конец
уч.г

четверо, равняться,
размыкаться, выполнять повороты
в колонне
начало
конец
уч.г.
уч.г

горизонтальную цель,
отбивает и ловит мяч
начало
уч.г.

конец
уч.г

(среднее значение)

начало
уч.г.

конец
уч.г

Выводы (начало уч.года)

Выводы (конец уч.года)

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики
в подготовительной к школе группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных
ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения
уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что в
период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы, поручения могут
повторяться с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок
длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения к оценке определенного параметра
между педагогами, работающими с этой группой детей.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован
несколькими методами с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная
ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных
образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
• наблюдение;
• проблемная (диагностическая) ситуация;
• беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
• индивидуальная;
• подгрупповая;
• групповая.
Описание инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и
сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения
ребенка.
Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом.
Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: случившаяся ссора детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что у тебя случилось, почему вы поссорились? Что чувствуешь ты? Почему ты
рассердился? Почему он плачет?»
3. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества.
Методы: наблюдение (многократно).
Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате,
материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, различные настолько-печатные игры.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Задание: «Выберите себе то, чем бы хотели сейчас заниматься».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице?
Как зовут папу/маму? Кем они работают?»
2. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные
фигуры.

Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар,
цилиндр, куб разного размера.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по форме».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части
речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Что делают дети? Как ты думаешь, что чувствует ребенок в полосатой кепке? Я думаю, что он
радуется. Почему ты так думаешь? Как про него можно сказать, какой он?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Вырежи так, как нарисовано».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и
ловит мяч.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: мяч, корзина, стойка-цель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в
стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай»».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».